Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать растительную жизнь.
Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. В младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.
Примерный перечень растений для посадки
- лук-репка
- дольки чеснока
- корнеплоды
- свеклы
- морковь
- петрушка
- укроп
- листья салата
Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних группах - дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.
Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно:
- посадка растений
- изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки
- знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями
- подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки
- далее, наблюдение за ростом растений
- проведение опытов, экспериментов с фиксацией результатов в дневнике наблюдений
- анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей
- оформление выставки, фото-коллажей «От семени к ростку»
- составление рассказов о том, как ухаживать за растениями
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
Огород на окне в каждой группе - это еще и яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудес.
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями! |